Впервые с конца лета на продовольственном рынке отмечают падение цен. Ряд экспертов связывает это с санкциями против западного импорта. Так, упали цены на мягкие сыры, некоторые виды рыбы и морепродукты. С подробностями — экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.
Торговые сети рапортуют о снижении цен на отдельные виды продовольственных товаров. Кроме очевидных примеров типа сезонных фруктов, есть улучшения и в молочной сфере. Например, упали цены на сливочное масло. Отчасти из-за переноса зарубежного производства в Россию, то есть косвенно — благодаря санкциям. Представители отрасли подсчитали, что с августа по октябрь килограмм масла в России подешевел в среднем на 5%. В сегменте сыров тоже отмечено падение цен, причем довольно сильное — до 13%. Правда, пока это лишь статистический эффект, поясняет директор по работе с розничными сетями «Nielsen Россия» Илона Лепп.
«Сейчас средняя цена мягкого сыра составляет где-то 280 рублей. Но это не означает, что уменьшилась цена на все сыры. Эффект объясняется тем, что в принципе ушли с полок дорогие сыры, такие как бри, камамбер, сулугуни, горгонзола. Изменилась структура потребления — на первые позиции по объему и обороту вышли более дешевые сыры», — объясняет Лепп.
Взыскательные россияне переключаются с импортных европейских сыров на отечественные аналоги вроде «Янтарного» и «Адыгейского». Они дешевле, поэтому и средний чек в сырных отделах магазинов ниже. Ряд экспертов прогнозирует, что позитивный сдвиг будет недолгим. Во многом падение цен (или как минимум отсутствие роста) объясняется сезонностью: переработчики пустили самые большие, летние, объемы на масло и сухое молоко (которое затем идет на изготовление сыров). Этих запасов хватит на ближайшие недели, затем цены опять пойдут вверх, предупреждает главный редактор портала DairyNews.ru Михаил Мищенко.
«Сезонность в принципе на молочном рынке существует, но к нашему рынку она вообще никакого отношения не имеет. Последние 2 года у нас сезонность низкая, что не есть хорошо. Поскольку избытка молока летом практически не наблюдается, сырое молоко не сильно понижается в цене. В связи с этим производить такие молокоемкие продукты, как масло и сыр, не становится более выгодным. И еще один момент — импортная продукция дешевле отечественной», — поясняет Мищенко.
Еще один отдел магазинов, где маркетологи обнаружили падение цен — рыба и морепродукты. Этой осенью, вопреки общему тренду, подешевели скумбрия и кальмары. В оптовом сегменте очень заметно — до 20%. Эксперты подчеркивают, что эти продукты являются массовыми и даже социально значимыми. Скумбрия часто выступает заменой селедке, которая в последние месяцы дорожала опережающими темпами. Таким образом, эффект от санкций против Норвегии был нивелирован хорошим уловом в других странах. Правда, на деле получилось, что не все покупатели могли это заметить, говорит президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.
«Поскольку поставок из Исландии и с Фарерских островов хватает для того, чтобы закрыть потребности Российской Федерации в сельди, то дорожает она в основном из-за того, что слабеет рубль, а товары номинированы в долларах. Что касается скумбрии — да, они более или менее в одном сегменте, но если сельдь на 90% потребляется в соленом виде, то скумбрия потребляется в виде холодного копчения. Видовая группа одна, потребление между ними двигается, но, к сожалению, и сельдь, и скумбрия пока растут в цене пропорционально рублю или с небольшим отставанием», — утверждает Корнев.
Дешевый рубль играет на руку российским производителям, но ожидать быстрой отдачи от него не следует, резюмируют эксперты. На полноценное импортозамещение в молочной или рыбной отрасли уйдет по меньшей мере два года.
Оригинал статьи расположен по адресу:
http://radiovesti.ru/article/show/article_id/154898
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru