Не желаете псевдоохлажденной рыбки?
Сейчас в России уже довольно сложно купить рыбу хорошего качества, констатировали в Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль». Наша страна еще в августе перекрыла поставки в Россию основному рыбному торговому партнеру — Норвегии. Импорт форели и семги фактически рухнул, вследствие чего участникам ВЭД пришлось искать новых поставщиков и менять логистику.
Согласно последним данным ФТС, ввоз товаров группы «рыба и водные беспозвоночные» из стран дальнего зарубежья в феврале 2015 года сократился втрое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 80,3 миллиона долларов. На смену охлажденной рыбе пришла замороженная, а сроки доставки продукции серьезно увеличились.
«Сегмент охлажденной рыбы из Норвегии заняла наша российская рыба и частично фарерская. Из-за сложностей с импортом охлажденной рыбы из Норвегии в России появилась «псевдоохладженная» рыба из Чили. Она продается как охлажденная, но на самом деле эта рыба размороженная. Понятно, что из Чили груз идет два месяца, поэтому он не может быть охлажденным. Это серьезная проблема, потому что сегмент псевдоохлажденной рыбы существует на рынке, и что с ним делать — непонятно. Это грубейшее нарушение. И это касается не только красной рыбы, но и всей остальной: пангасиуса, тилапии и нашей мурманской трески. Мороженую рыбу у нас люди не любят, предпочитают охлажденную, но по факту в магазинах покупают просто размороженную», — заявил в комментарии ПРОВЭДу Алексей Аронов, исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка.
Рыба немодельной внешности
Небольшой опрос, проведенный нами в рыбном отделе одного из сетевых магазинов, показал, что покупатели готовы брать красную рыбу даже по столь высокой цене, если бы сама продукция выглядела более аппетитно и обладала «вкусом, как раньше». Алексей Аронов утверждает, что само качество рыбы в магазинах не пострадало, просто часто людям продают размороженную рыбу, выдавая ее за свежую. «Говоря о качестве рыбы на прилавках, могу отметить, что и в Чили, и в Норвегии оно одинаково. Ведь Чили, по сути, это и есть Норвегия, потому что чилийские компании принадлежат на две трети норвежцам. Это страна, которая все технологии импортировала из Норвегии. Да, то, что рыба была охлажденная, а стала мороженая, это определенно хуже. Нужно больше охлажденной рыбы, да она и дешевле», — сообщил эксперт.
А вот в «Общественном контроле» утверждают, что сейчас на прилавках российских магазинов находится рыба, покупать которую опасно для здоровья. «Мы наблюдаем рост количества продукции, которая небезопасна для потребителя. В частности, это касается рыбы. Мы связываем это с введением санкций и ответным эмбарго», — заявил ПРОВЭДу председатель организации Всеволод Вишневецкий. По словам эксперта, за последнее время серьезно изменилась логистика поставки рыбы, что отразилось на ее качестве. «Если раньше рыба поставлялась из Норвегии, и это занимало сутки или двое, то сейчас рыба идет из Южной Америки или Чили, что занимает сорок суток. Как вы понимаете, стоимость этой рыбы и ее отпускная цена намного выше, чем у норвежской рыбы, соответственно, изготовители и перевозчики начинают экономить на всех этапах доставки рыбы, экономят на температурном режиме. Представьте себе, сорок суток везти рыбу в трюме. Это нужно, чтобы все работало, тратилась электроэнергия, рефрижераторы охлаждали до нужной температуры и так далее», — объяснил Всеволод Вишневецкий.
Эксперт отмечает, что необходимые условия для правильной транспортировки рыбы не соблюдаются, что крайне опасно для потребителей. «Мы фиксируем, что это нарушается. В частности, мы проводили исследования рыбных пресервов, к сожалению, мы увидели, что половина из них была забракована лабораторией: в них была обнаружена группа бактерий кишечной палочки. В прошлом году такого не было. Мы это связываем с тем, что поступает сырье из новых мест поставки с тотальной экономией на всех этапах», — резюмировал эксперт.
Платить за воду, а не рыбу
Однако это еще не все неприятности, с которыми сталкивается потребитель при покупке рыбы. «Есть проблема, связанная с избыточным глазированием рыбы, потому что эту продукцию сейчас искусственно держат в низком ценовом сегменте, благодаря такому количеству льда. Это опять же вопиющее нарушение санитарных норм и правил. Эта проблема также не решается, потому что Роспотребнадзор справиться с этим не в состоянии, эта рыба пересекает границу и дальше расползается по сетям, где ее выявить невозможно. Такие проблемы были и до санкций и экономического кризиса, они просто сейчас обострились в связи с тем, что люди перестали покупать дорогую рыбу и стали экономить. Поэтому, например, рыба с избыточным нанесением льда привлекательна по цене для покупателей, хотя, по сути, они здесь проигрывают, потому что в итоге покупают воду», — заявил Алексей Аронов.
Рыба с большим количеством льда попадает к нам из других стран не по вине поставщиков. По словам Алексея Аронова, здесь виноваты желания российских импортеров. «Сейчас увеличилось количество импорта из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Вьетнама. Тилапию и пангасиуса стали покупать там больше, потому что европейские рынки закрылись. Там с качеством рыбы не все хорошо, но это проблема не столько самих вьетнамцев или китайцев, сколько наших импортеров. Страны воду заливают в эту рыбу не потому, что они такие плохие, а потому что наши импортеры так хотят», — объяснил эксперт.
Таким образом в вопросах экономии импортеры и продавцы идут на любые меры, чтобы сократить собственные издержки. Как говорится, без труда не доставишь и рыбку к нам сюда. ПРОВЭД лишь советует потребителям не вестись на уловки продавцов и более внимательно относиться к товару на прилавках.
Ксения Содько
http://провэд.рф/society/consumer-market/24115-kak-taet-pybka-bolyshaya-i-malenykaya.html
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru