Еще весной 2022 года ЕС запретил импорт из России морепродуктов, икры и раков. Теперь же Брюссель начнет дискуссию об ужесточении запрета и ограничений на поставки свежей рыбы. Поводом стали обвинения Литвы, Латвии, Эстонии и Швеции в том, что Россия добывает треску, сельдь и кильку в Балтийском море во время сезонных запретов.
Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров назвали эти обвинения голословными. По данным на 2022 год, 70% привезенного в Евросоюз минтая было поставлено из России. Европа привыкла к качественному минтаю, и альтернатива российской рыбе будет только американская, считает председатель совета директоров медиахолдинга «Новости рыболовства» Эдуард Климов:
«Я думаю, что у стран Балтии давний зуб на российскую рыбную промышленность, потому что в 2014 году, когда санкции за Крым объявились, Россия ввела контрсанкции по запрету шпрот, продуктов рыбы из Норвегии и так далее. И это был, конечно, серьезный удар для рыбной промышленности Прибалтики. Очевидно, это такая ответка, чтобы свой рынок расширить для Европы. Для российских рыбопромышленников, конечно, это будет ухудшением ситуации с учетом того, что американский рынок закрыт для российской рыбы, Европа увеличила пошлины, но продолжает покупать российскую рыбу, потому что это и минтай, и треска — это то, что ловится исключительно в Российской Федерации и в Америке. Я думаю, это и американская инициатива, потому что американские конгрессмены принимают очень большие усилия, чтобы лишить российский промысел минтая экологической сертификации, которую проводят американские экологические контролеры. Наверное, это ожидаемо. Европейцы привыкли к качественному рыбному белку, минтай — это самая диетическая рыба, соответственно, это удар, конечно, и по европейскому потребителю».
Но в целом ЕС не так сильно зависит от российской рыбы, говорит исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин:
— Не факт, что инициатива пройдет и будет поддержана другими странами. Но европейские страны разные, разные объемы поставок рыбы из России к ним. В целом, если говорить о ситуации, не так уж много рыбы потребляет Евросоюз. В последние годы там эти объемы импорта в целом по всем странам не превышают 100 тысяч тонн, то есть это очень небольшой объем. Если уж они и пойдут на эти меры, то особо сильно не пострадают. У них есть те, кто поставляет им рыбу, — Норвегия, Исландия, Великобритания, Китай, другие страны.
— То есть нельзя сказать, что Евросоюз очень сильно зависит от российской рыбы?
— Нет, нет. Норвегия — страна, которая добывает рыбу в большом количестве, выращивает.
— Тем не менее звучит аргумент о том, что мы ловили рыбу в Балтийском море во время сезонных запретов?
— Мы ловим там, потому что это Балтийское море, наше приграничное море. Там запасы, которые осваивают в том числе и наши рыбаки. Поэтому не очень понятно, о чем идет речь, какие запреты, потому что там ведется промысел кильки и шпрот.
— А вообще, насколько это серьезная проблема, если будут введены санкции?
— В Китае продадут, только потеряют в деньгах, но в принципе выкрутятся. Любые санкции — это всегда плохо, и не надо переводить политические вопросы на вопросы снабжения населения стран рыбной продукцией, это глупость все.
Продолжает президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак:
«Европейский союз в части минтая на 100% зависит от импортных поставок. Они осуществляются из трех стран — это Соединенные Штаты, Россия и Китай. Китай поставляет филе минтая, произведенное из российского мороженого сырья. Поэтому запрет на импорт продукции российского происхождения, безусловно, окажет значительное влияние на европейский рынок. На самом деле заместить такой объем филе минтая — ежегодно Европа импортирует 240-250 тысяч тонн филе минтая — и, самое главное, сколько это будет стоить — это серьезный и большой вопрос. Мне пока трудно представить, чем этот объем можно заместить. Что касается последствий, безусловно, самое главное последствие — это резкий рост цен на европейском рынке, удорожание продукции, возможно, даже остановка предприятий по переработке минтая. В Европе действует целая индустрия по переработке филе минтая, производства из него рыбных палочек и филе в панировке. Что касается последствий для российских поставщиков, очевидно, что произойдет какой-то разворот, в том числе это повлияет, наверное, на объем и номенклатуру выпускаемой продукции, то есть производство, выпуск продукции, фокус будет смещен с филе на мороженую рыбу и на сурими, которое поставляется преимущественно на азиатские рынки. Безусловно, у нас остается важный рынок с точки зрения филе — это внутренний рынок, он растет и по филе, и по мороженой продукции. Кроме того, есть также альтернативные рынки по филе в Азии, это прежде всего и рынок Южной Кореи, и рынок Китая».
Из всего Евросоюза пока открыто о своих опасениях заявили в Германии. 85% минтая, потребляемого в ФРГ, привозится из России. По словам управляющего директора Федеральной ассоциации рыбной промышленности Германии Штефана Майера, замены российскому минтаю в настоящее время нет.
По его словам, компенсировать потери могли бы США, это второй крупнейший поставщик минтая в Европу, однако у Штатов минтай на 20% дороже.
https://www.bfm.ru/news/555322
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru