Подешевела мойва, стало много крабов — подорожала треска. Поднялись ставки по кредитам, стало дороже судовое топливо — это эхом отражается на рыбных ценах — и оптовых, и розничных.
Недавно наши собкоры разбирались с ценниками в магазинах. Цифры на них во многом зависят от рыбаков и переработчиков. Что заставляет их поднимать цены и как изменить ситуацию? Продолжаем разбираться.
В Мурманске особенно подорожали скумбрия, сельдь и треска. Что стало причиной — объяснил владелец мурманского предприятия, занимающегося как добычей, так и торговлей рыбой, Александр Мананников.
По каждой хвостатой — своя причина. Сельдь и скумбрия подорожали из-за дефицита, поскольку их ловят только осенью. К весне большая часть улова уже продана. Повлияли и санкции. Если раньше альтернативу нашей селедке составляла фарерская и гренландская, то сейчас их не поставляют.
Что касается трески, то некоторое время она плохо ловилась, рыбоперерабатывающие фабрики простаивали. А в 2022 году она вообще обошла побережье Мурманска, поскольку был снят мораторий на промысел мойвы. А она — основной корм трески. Сказалась и загрязненность Кольского залива.
По словам Александра Мананникова, с каждым годом косяки трески все дальше уходят от Мурманска. Да еще расплодившийся камчатский краб уничтожает ее икру.
Причин и поводов, чтобы рыба дешевела, нет, считает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов. И объясняет: рыбохозяйственный комплекс — это инвестиционная, а не дотационная отрасль. С 2017 года действует программа инвестиционных квот. По ее условиям, 20 процентов их на вылов минтая и сельди распределены между инвесторами, которые взамен обязуются обновлять флот и перерабатывающие мощности. «Под инвестиционные квоты для покупки ресурса и строительства судов отрасль взяла у банков по состоянию на конец прошлого года более 420 миллиардов рублей, — сообщил Георгий Мартынов. — Их надо отдавать. А ставки банков выросли. Сейчас стараемся договориться с ними о сохранении прежних процентов, иначе мы не построимся».
Среди рыбаков есть мнение, что надо запретить экспорт наиболее социально значимых видов рыбы и морепродуктов: сельди, горбуши, скумбрии и кальмара
Повысили свои цены на консервы из кильки и салаки и калининградские производители. Поднимутся они и на сардины с сардинеллой, поскольку в основном эту рыбу завозили из Марокко и Мавритании.
«Все будет зависеть от новой логистики, — поясняет председатель совета директоров крупнейшей рыбоперерабатывающей компании Калининградской области Сергей Лютаревич. — Также рост цен связан с удорожанием упаковки и отдельных ингредиентов. Так, растительное масло, которое мы завозили из Воронежа, подскочило с 60 до 150 рублей за литр. Упаковочный картон подорожал на 50 процентов, то же касается и жести из Китая».
Итак, подводим итоги. Рыба дорожает из-за снижения уловов, возросших процентов банков, новой логистики из-за санкций, дорожающей упаковки. «Во всей это ситуации рыбакам не мешало бы подкопить «жирку», но пока не получается. Поэтому рыбаки не могут продавать рыбу дешевле», — резюмирует Георгий Мартынов.
И все-таки некоторая рыба дешевеет! В Калининградской области удалось сдержать цены на продукцию из кильки и салаки, поскольку эту рыбу здесь вылавливают самостоятельно. Поэтому затраты не возросли. Далее все будет зависеть от логистики и стоимости составляющих, необходимых для изготовления готовой продукции. В Мурманске несколько подешевела мойва — ее поставки увеличились после снятия моратория на промысел. Правда, обратная сторона этого — ушла треска и подорожала.
Предложения
Как успокоить ценники
Валентин Балашов, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна:
— Имеет смысл субсидировать рыбакам расходы на топливо, доля которого в себестоимости рыбы составляет примерно половину. За последние два года судовое дизтопливо подорожало вдвое — до тысячи долларов за тонну.
Александр Фомин, исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка:
— Предлагаем запретить экспорт наиболее социально значимых видов рыбы и морепродуктов, прежде всего сельди, горбуши, скумбрии и кальмара. Надо вообще ввести квоты на экспорт и с их помощью регулировать вывоз продукции за рубеж. А вот поставляемую на российский рынок рыбу стоит освободить от НДС.
Александр Мананников, владелец рыбного предприятия:
— Хорошая практика — проект «Наша рыба» в Мурманской области. Его участники поставляют определенные объемы рыбы по фиксированным ценам, а региональные власти компенсируют им потерянную прибыль. Это стратегически хороший шаг.
Сергей Лютаревич, председатель совета директоров крупнейшей рыбоперерабатывающей компании Калининградской области:
— А у нас в регионе действует программа поддержки рыбохозяйственного комплекса, по которой можно получить льготные субсидии.
Дополнительно переработчикам помогли бы и льготные кредиты на пополнение оборотных средств. Но такое решение принимается на федеральном уровне.
Руководители архангельских предприятий рыбной отрасли:
— Чтобы успокоить цены, необходимо стабилизировать производственный процесс. Для этого просим не отбирать квоту на вылов рыбы, если в течение двух лет компания не освоила ее на 70 процентов с помощью собственных судов. Ведь сегодня риск «не выбрать квоту» значительно усиливается. А связано это с тем, что сегодня у рыбопромышленного бизнеса появляются трудности с приобретением и комплектации оборудования иностранного производства.
Анна Бондаренко, Денис Гонтарь, Алексей Михайлов, Татьяна Сухановская
https://rg.ru/2022/05/04/reg-szfo/chto-meshaet-rybakam-snizit-ceny-na-svoiu-produkciiu.html
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru