В этом году вылов рыбы в России достигнет более 5 млн тонн — это максимум с 1992 года. Между тем потребление рыбы в стране продолжает падать. Рыба дорожает и проигрывает своему прямому конкуренту — мясу. К тому же российских потребителей не устраивает качество и ассортимент рыбной продукции в магазинах. Впрочем, власти обещают наладить прямую доставку уловов в центр страны и серьезно заняться продвижением рыбы.
В России любят жирную рыбу, но больше добывают диетического минтая — его потребители не ценят.
По данным Росстата, за восемь лет потребление рыбы в стране снизилось на 22,3% — с 27,3 кг на человека в год в 2013 году до 21,2 кг в 2021 году. Информации по 2022 году еще нет, но судя по данным сетевого ретейла, снижение продолжилось и в прошлом, и в 2023 годах, говорит председатель Рыбного союза Александр Панин. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Россия занимает лишь 73-е место по уровню потребления рыбы.
При этом в конце 2022 года российский минздрав повысил рекомендуемую норму потребления рыбы и рыбной продукции с 22 кг до 28 кг на человека в год. И здесь речь идет о «съедаемой части рыбы», в то время как Росстат считает в неразделанной тушке, отмечает Панин.
Главные причины отказа от рыбы — цены и качество. Исследование Рыбного союза и компании «Платформа» показало, что падение покупательной способности при росте цен на рыбу создает конкурентные преимущества мясу и птице. Но не только в цене дело. В топ-3 наиболее продаваемых видов рыб и морепродуктов помимо недорогих сельди и скумбрий входят и лососи. И уже за ними следуют недорогие килька, минтай, треска.
Также отталкивают покупателей неприглядный внешний вид и запахи. Кроме того, снижается доля потребителей, которые умеют и хотят заниматься разделкой рыбы. Потребление рыбы падает больше всего у молодежи. Им нужны простые в готовке форматы продукции «достал — быстро приготовил — съел». Помимо этого, сейчас далеко не все молодые люди считают, что отсутствие рыбы в рационе негативно сказывается на здоровье.
Увеличить потребление рыбы пытались еще во времена СССР, вспоминает вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин. Но тогда причина была в нехватке мяса. Населению стали взамен навязывать рыбу, и на это направлялись огромные дотации. Но хотя рыба стоила недорого, особой любовью населения она не пользовалась. Пришлось даже вводить рыбный четверг.
В топ-3 наиболее продаваемых видов рыб и морепродуктов помимо недорогих сельди и скумбрий входят и лососи. За ними следуют килька, минтай, треска
Сейчас ситуация иная. Российские аграрии обеспечили население мясом, причем не мороженым, соленым или консервированным (как в случае с рыбой), а охлажденным, которое действительно вкусно, в достатке и доступно по цене. Рыбная отрасль этого предложить не может. Во всем мире растет потребление свежей охлажденной рыбы. У нас же сказывается фактор удаленности районов промысла. Впрочем, норвежцы смогли организовать поставки охлажденных лососей в центральные районы страны, а мурманские предприятия эту технологию так и не внедрили, указывает Фомин.
Помимо этого, Россия — северная страна. И вкусной рыбой здесь считается жирная (палтус, скумбрия, сардины иваси, лососи), которая дает энергию организму. Однако мы в основном вылавливаем минтая, который является нежирной диетической рыбой. Ее любит население Юго-Восточной Азии. А российские потребители ее не ценят, поясняет Фомин.
Впрочем, в Росрыболовстве говорят, что будут «вести соответствующую работу» — в августе этого года президент России поставил задачу разработать комплекс мер по стимулированию внутреннего потребления рыбной продукции.
Примером такой работы в Росрыболовстве называют проведение фестивалей «Рыбная неделя» в Москве.
Подобные мероприятия в других регионах могут стать одним из инструментов повышения интереса к отечественной рыбной продукции, считают в ведомстве. А для снижения стоимости рыбы глава Росрыболовства Илья Шестаков предложил субсидировать железнодорожные перевозки горбуши в центр страны. Сейчас субсидируют железнодорожные перевозки только минтая.
Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) предлагает распространить такую льготу на филе других рыб социально значимой категории (треска, сельдь) и ряд других продуктов.
В свою очередь, в Рыбном союзе совместно с губернатором Камчатки Владимиром Солодовым продвигают проект «Камчатская рыба». «Его суть — повышение качества и доступности камчатской рыбы за счет оптимизации товаропроводящей цепи, то есть снижения издержек на пути следования рыбы до магазина при сохранении ее качества», — поясняет Панин. По его мнению, это позволит снизить цены на рыбу на 20%.
Один из наиболее действенных инструментов для стимулирования спроса на внутреннем рынке — механизм госзакупок. В первую очередь закупать больше рыбы нужно для детсадов и школ, считает президент АСРФ Алексей Осинцев. При этом важен акцент на закупки продукции глубокой переработки — это решит проблему с потерей качества и вкуса рыбы. Именно из-за этого школьники отказываются от рыбных блюд и, взрослея, уже не включают их в свое меню, считает Осинцев. Он также считает, что нужно дополнить рекомендации Роспотребнадзора для образовательных учреждений стандартами удобных в приготовлении рыбных филе, фарша, сурими. Сейчас есть стандарты только для мороженой рыбы.
То же самое — с госзакупками для работников силовых ведомств. При этом сам механизм госзакупок нужно изменить, исключив возможность приобретать импортную продукцию, добавляет глава АСРФ.
Но по мнению экспертов, замедлить реализацию этих замыслов могут намерения властей исключить из госпрограммы по развитию рыбохозяйственного комплекса цель по увеличению потребления рыбы в России до 25 кг на человека в год. В минсельхозе объясняли такие планы тем, что показатель в 25 кг косвенно дублирует второй индикатор — уровень самообеспечения рыбой (не менее 85% в год). На реальном потреблении рыбы это никак не скажется, уверены в министерстве.
«Ключевые индикаторы в переработке критически важны для развития отрасли и внутреннего рынка. Нет цели — нет государственных планов развития и нет контроля за их выполнением. Поэтому нужно не только вернуть, но и обновить показатель до 28 кг на человека в год, в соответствии с рекомендациями минздрава», — считает Александр Панин.
А как у них
Вопреки многочисленным мифам, рацион жителей Апеннин не ограничивается одной лишь пастой или пиццей. В основе средиземноморской диеты, которая входит в список наследия ЮНЕСКО, лежит потребление рыбы и морепродуктов.
Среднестатистический итальянец поглощает в год 28 килограммов рыбных деликатесов и моллюсков. Это один из самых высоких показателей в Европе. Согласно последним исследованиям, каждый третий убежден, что рыба и морепродукты чрезвычайно полезны для здоровья и помогают разнообразить рацион питания. Не удивительно, что 42 % жителей употребляют их 2-3 раза в неделю и лишь 2,5% признались в том, что не едят их исключительно из-за вкусовых предпочтений. Главным фаворитом итальянцев является дорада, ее потребляют 36% населения. На втором месте — семга (30%). В то время как около 20% жителей Италии отдают предпочтение осьминогу и мидиям. А в этом году в рационе жителей некоторых регионов страны появился уроженец Северной Америки, голубой краб, который нанес местной рыбоводческой промышленности серьезный урон. Итальянское правительство даже объявило о выделении 3 млн евро на борьбу с быстрым распространением краба, поедающего коренных обитателей местных морей.
Традиции устраивать в четверг «рыбный день» во Франции нет. Тем не менее, как показывает статистика, француз минимум раз в неделю садится за стол в предвкушении полакомиться блюдом из рыбы. По официальным данным, каждый из 68 млн граждан страны в год потребляет 34 кг рыбы и морепродуктов (последних где-то треть). Причем за последние десять лет потребление выросло примерно на 15%. Каким видам отдают предпочтение? Треске и лососю, на их долю приходится до 80% от общего количества.
И вот интересная деталь: в то время, как Франция обладает огромными морскими «угодьями», а это 10,6 млн кв. км (учитываются и заморские территории, в том числе Новая Каледония, Французская Полинезия), собственное производство составляет всего лишь треть от потребляемой здесь рыбы. Остальное импортируется. К примеру, 75% популярного здесь лосося, как в свежем виде, так и копченого, завозят из Норвегии, Великобритании, Чили и США.
В Европе есть страны, которые дают фору и итальянцам, и французам по части потребления рыбы. Это Португалия, где на человека в год приходится 56,8 кг, Испания — 45,6 кг. В среднем же в странах ЕС этот показатель составляет 21,6 кг на человека.
Но всем им далеко до Южной Кореи. Корейцы едят морепродуктов даже больше, чем мяса, — в среднем каждый житель потребляет почти 70 кг морепродуктов в год. Причем что корейцы, что японцы едят не только рыбу, а практически все, что находят в море, — от водорослей и ракушек до акул и китов. Жители Дальнего Востока России не дадут обмануть — дайте корейцу или японцу зайти в море, они тут же найдут что-то съедобное и будут при этом искренне убеждать вас, что все это крайне полезно для здоровья, причем желательно именно в сыром виде. Так, из тех самых почти 70 кг морепродуктов на душу населения около 28 кг приходится на морские водоросли, а остальные 42 — на рыбу, моллюски и прочее. Вполне может быть, что корейцы и японцы правы, убеждая, что морепродукты — особенно сырые — крайне полезны для здоровья. Не зря же именно эти две нации могут похвастаться низкими показателями ожирения и рекордными данными продолжительности жизни.
Татьяна Карабут
https://rg.ru/2023/09/26/ulovy-bez-ulovok.html
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru