В мире сейчас наблюдается бум на продукцию из водорослей — еду и косметику. У России с таким количеством морей есть возможности увеличить их производство в десятки раз. Но пока этим направлением занимается только одно предприятие в стране. Дорого, нет современных технологий, да и с экологией могут возникнуть вопросы.
Аквакультуру водорослей глава Росрыболовства Илья Шестаков называет перспективным направлением. Их используют в традиционной пищевой продукции и БАДах, фарме и косметике, кормах для животных и рыб, биотопливе, биологической очистке бытовых и промышленных стоков. Содержание белка в расчете на сухое вещество водорослей может составлять от 8% (бурые водоросли) до 40% (красные водоросли). Для сравнения соя, наиболее богатая белком сельхозкультура, содержит только 25%.
Как рассказали «РГ» в Росрыболовстве, в России наиболее популярна ламинария японская, или проще говоря — морская капуста. В 2021 году ее в стране было произведено (выращено) 23,8 тыс. тонн — на 3 тыс. тонн больше, чем в 2020 году. Объемы производства можно увеличить значительно, считают в Росрыболовстве.
Потенциал производства водорослей в стране — около 1 млн тонн. То есть теоретически добывать можно в 40-50 раз больше, подсчитывает управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк. Но сейчас в стране только одно предприятие (в Архангельске) занимается этим направлением — слишком в нем много тонкостей. Так, в Норвегии и других странах, где активно занимаются водорослями, используется механический способ уборки, что значительно снижает себестоимость производства. А в России используется ручной труд. При этом, если во всем мире водоросли в основном выращивают, у нас добывают дикие водоросли. А при их добыче легко повредить дно — тогда там не будет ничего расти, и рыба уйдет из этого места, образуется мертвая зона.
Помимо этого, водоросли сложно перерабатывать — так, чтобы они не потеряли полезные свойства. И кроме того, в России люди не привыкли есть водоросли, в отличие от Азии. Например, в Китае их выращивается 30 млн тонн. Чтобы построить завод по их переработке, потребуется 200-300 млн рублей инвестиций. Деньги, может, и найдутся. А с рынком сбыта могут быть проблемы. Непонятны также сроки окупаемости таких проектов, говорит Березнюк.
В России ламинария востребована, но объемы потребления незначительны — для основной части населения этот продукт не понятен, а о полезных свойствах капусты мало известно, соглашается вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин. Да и перспектив развития экспорта нет, поскольку мы не способны конкурировать с дешевой морской капустой китайского производства, несмотря на то, что наша капуста экологически чистая. «Зачем рыбакам заниматься убыточной морской капустой, если рыба ловится лучше и хорошо продается за рубежом? Этот бизнес малорентабельный, в сравнении с другими видами биоресурсов», — говорит Фомин.
Другие виды морских водорослей — например, фукусы, анфельция — в пищу не употребляются. Зато перспективны для производства пищевых добавок и для медицинской промышленности. Но в России это направление находится в зачаточном состоянии и практически не развивается, поскольку требует больших инвестиций, отмечает эксперт.
Водоросли для косметической промышленности используют практически во всех продуктах — для ухода за кожей, волосами, телом. Там очень много увлажняющих веществ, говорит председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. Основной регион, который поставляет на мировой рынок водоросли для косметики и ингредиенты для водорослей, — Франция.
В России этой темой серьезно занимались во времена СССР, потом наработки были утеряны. Единственное российское предприятие, которое производит продукцию из водорослей, сосредоточено на пищевом направлении, а косметикой оно занимается по остаточному принципу. Исходного сырья у них не так много — ареал добычи и набор водорослей ограничен.
На Дальнем Востоке есть разные виды водорослей. Там работают небольшие компании, которые сушат и продают их для производства косметики. Но промышленным производством ингредиентов для косметики из водорослей в стране не занимается никто, говорит Пучкова. Были эксперименты по выращиванию микроводорослей в реакторах, но они оказались неудачными. Это очень дорого по энергозатратам.
Помимо прочего, в России ассортимент водорослей отличается от тех, которые используются на мировом косметическом рынке. Это направление перспективное, но достаточно наукоемкое, а наши институты, которые работают на госзаказ, изучают в большей степени пищевое направление, говорит эксперт.
Даже с популярной морской капустой все не так просто, отмечает Татьяна Пучкова. Эта водоросль-мусорщик, она собирает в себя всю грязь. Поэтому очень важно, откуда эта водоросль привезена. Ламинарию даже используют для очистки воды — когда по пути движения судов ее «развешивают», как белье на веревках. Китай однажды попал в скандал, когда выяснилось, что они поставляли на экспорт водоросли из Желтого моря, которые они использовали для очистки воды. Поэтому водоросли придется еще проверять на экологическую чистоту, подчеркивает Пучкова.
Татьяна Карабут
https://rg.ru/2023/01/25/nashli-kapustu.html
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru