Пришло время изменить нормы допустимого содержания мышьяка в рыбе и морепродуктах, считают в Совете Федерации и в профильных ведомствах. Нормативы по мышьяку необходимо привести в соответствие с мировыми стандартами, согласны специалисты. Из-за несовершенства действующего законодательства потери внутреннего рынка составляют, по оценке экспертов, не менее 160 тыс. т рыбной продукции ежегодно. В ситуации разбирались «Известия».
Пора менять стандарты
Требования по допустимому содержанию мышьяка в рыбной продукции должны быть актуализированы в соответствии с международной практикой и результатами лабораторных исследований, заявил заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. Приоритетами при этом должны оставаться здоровье населения и обеспечение внутреннего рынка безопасной доступной рыбой и морепродуктами.
— Определение общего показателя по мышьяку без разделения на органический и неорганический и допустимая норма его содержания в рыбной продукции, определенная российским законодательством, неактуальны, мешают развитию промысла перспективных глубоководных объектов рыболовства и ограничивают поставки рыбы на внутренний рынок, — пояснил позицию чиновник.
По словам Соколова, ни одна партия российской рыбы и морепродуктов не была остановлена, возвращена или утилизирована за рубежом из-за содержания в ней мышьяка.
Росрыболовство считает, что регулировать надо содержание неорганического мышьяка и именно по нему ужесточать нормативы. В то же время по органическим соединениям необходимы послабления, уточняют в агентстве.
С необходимостью изменений нормативов согласны в Россельхознадзоре. По данным информационной системы «Веста», в которую вносятся результаты лабораторных испытаний, в 2020 году было проведено более 10 тыс. исследований. В 160 случаях было обнаружено превышение установленных нормативов по содержанию мышьяка. Согласно требованиям законодательства, максимально допустимое значение содержания этого вещества составляет 5 мг на 1 кг продукта. При этом в ряде случаев в ходе испытаний ведомство обнаруживает, что в рыбе имеется в 10 и более раз больше мышьяка, чем допускается в нормативных документах.
— Это обусловлено тем, что в настоящее время российское законодательство предусматривает проведение исследований только на общий уровень содержания мышьяка, то есть на наличие одновременно и органического, и неорганического мышьяка. В то время как во многих зарубежных странах жесткие нормативы применяются только к уровням неорганического мышьяка, — объяснили «Известиям» в ведомстве. — Принимая во внимание международный опыт и существующие результаты лабораторных исследований, Россельхознадзор поддерживает инициативы по пересмотру установленных нормативов содержания мышьяка в рыбной продукции.
В Совете Федерации добавили, что требуется и внесение изменений в общее законодательство ЕАЭС. В частности, необходимо законодательное определение такого понятия, как «неорганический мышьяк», для учета его содержания в рыбной продукции.
Пока же, как сообщили «Известиям» в Росрыболовстве, ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» и Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения проводят комплекс исследований. Это позволит приблизиться к реальной подготовке соответствующих изменений в действующие нормативы содержания общего мышьяка в различных категориях рыбы и морепродуктов.
Съедобный и несъедобный
Неорганический растворимый мышьяк является сильным ядом. Однако органические соединения мышьяка, по мнению современной науки, опасности для человека не представляют. Ныне действующие в России нормативы были разработаны еще в советское время отечественными учеными и Международным комитетом экспертов ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам и загрязнителям (JECFA) с учетом данных о токсичности мышьяка.
Росрыболовство уже неоднократно заявляло, что эти нормативы устарели и требуют пересмотра.
— В настоящее время в РФ нормируется общий мышьяк (органический + неорганический), его содержание не должно превышать 5 мг/кг. Доля неорганического мышьяка в общем составляет приблизительно 10%. Росрыболовство последовательно выступает за то, чтобы нормировать содержание только общего мышьяка, увеличив этот показать, или разработать новые нормативы по неорганическому мышьяку, — отмечают в ведомстве.
Наиболее подвержены накоплению мышьяка тресковые, камбаловые, зубатки, ракообразные, двустворчатые моллюски. Кроме того, из морской воды органический мышьяк попадает в ткани креветок, кальмаров и морских ежей. По данным ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова, неорганический мышьяк составляет примерно 1,5% от общего мышьяка в рыбе и 20% в моллюсках. Уровни содержания мышьяка в морских и пресноводных рыбах разнятся. Как правило, содержание неорганического мышьяка в тканях пресноводных видов составляет от 0,1 до 27% общего мышьяка, что значительно ниже, чем у морских обитателей.
Значительное количество неорганического мышьяка попадает в ткани рыб и моллюсков по причинам, связанным с состоянием экологии. Как объяснили «Известиям» в Зоологическом институте РАН в Санкт-Петербурге, «вредного неорганического мышьяка много в водоемах (и участках водоемов), расположенных в промышленных районах с высоким общим загрязнением среды, и особенно это относится к центрам горнодобывающей промышленности».
Согласно данным Международного агентства по изучению рака, неорганический мышьяк относится к канцерогенам 1-й группы. Неорганический мышьяк влияет на желудочно-кишечную, сердечно-сосудистую, неврологическую, кожную и иммунную системы человека. Также он обладает нейротоксическим действием и гепатотоксичностью.
— Как правило, рыба и морепродукты имеют высокие концентрации мышьяка, — пояснили «Известиям» в ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова. — Тем не менее они могут быть использованы в качестве пищи без риска для здоровья человека, потому что преимущественно содержат мышьяк в органической форме. Органическая форма мышьяка считается нетоксичной и неопасной для человека в отличие от неорганической. Однако мышьяк может подвергаться сложному ряду преобразований, включая окислительно-восстановительные реакции, реакции метилирования и биотрансформации. Так, метилированные формы мышьяка могут окисляться и деметилировать назад к неорганическим соединениям мышьяка.
Но как много надо съесть рыбы, чтобы доза мышьяка стала рискованной? По словам специалистов, действие мышьяка на здоровье определяется дозой, продолжительностью и способом потребления. К примеру, Агентство по охране окружающей среды США установило безопасную дозу мышьяка в продовольствии в 0,0008 мг/кг в день (органика и неорганика), а отдельно для неорганического мышьяка — 0,0003 мг/кг в день.
При этом современные технологии обработки позволяют удалять тяжелые токсичные элементы из сырья. Как рассказали «Известиям» специалисты Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), после промывки, деминерализации в растворах кислот и других процедур растворимые формы мышьяка удаляются и готовый продукт становится безопасным и может использоваться в качестве пищевой добавки.
Япония, Евросоюз, Южная Корея, имеющие самые высокие показатели потребления рыбы и морепродуктов, самые высокие показатели продолжительности жизни и самые низкие уровни заболеваемости по онкологии, мышьяк не нормируют, заметил председатель Рыбного союза Александр Панин.
В бегстве от надзора
Специалисты оценивают потери внутреннего рынка из-за устаревшей нормативной базы минимум в 160 тыс. т ежегодно. И пока действуют советские ГОСТы, которые прежде были самыми жесткими в мире, отечественный бизнес будет нести существенные потери, сказал «Известиям» президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
— Взять тех же глубоководных крабов. Они самые дешевые и могли бы быть для российского потребителя весьма доступны. Однако мы их не можем продавать в РФ, поскольку по нормам содержания мышьяка они не проходят, — привел пример Мартынов. — Ежегодно 8,5 тыс. т в среднем продаются на зарубежные рынки. Их покупают в Америке, Южной Корее и Японии. Российский бизнес очень серьезно страдает от несовершенства российских законов.
В Россельхознадзоре в беседе с «Известиями» это подтвердили.
— Поскольку сейчас рыба и рыбная продукция исследуется только на общее содержание мышьяка (наличие одновременно и органического, и неорганического мышьяка), очень большие объемы продукции производители не могут реализовать на территории России. А рыба, не соответствующая требованиям РФ, не может быть продана не только на внутреннем рынке, но и за рубежом, — сказали в федеральной службе.
Парадокс ситуации в том, что во многих государствах строго регулируются только нормы содержания неорганических форм мышьяка.
— Таким образом, введение понятия «неорганический мышьяк» в законодательство и проведение исследований по этому показателю помогут решить указанную проблему и позволят бизнесу нарастить экспорт продукции, — сказали в Россельхознадзоре.
— На сегодняшний день наша страна является единственной в мире, которая нормирует содержание органической — не опасной для человека — формы мышьяка с жестким критерием в 5 мг/кг, в то время как во всем мире этот показатель или вообще не нормируется, или нормируется только неорганическая (опасная для человека) форма мышьяка, — сказал в разговоре с «Известиями» президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. — Более того, Европейское агентство по безопасности продуктов питания провело специальное исследование, которое не выявило никаких рисков в связи с повышенным содержанием мышьяка в рыбопродукции.
А пока ситуация выглядит таким образом. Российские надзорные органы регулярно штрафуют рыбодобытчиков за превышение нормы мышьяка и всё чаще выносят решение об утилизации такой продукции, сетуют в ВАРПЭ. Причем владелец груза обязан уничтожить его за свой счет.
Но исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (АПТПРР) Александр Фомин настроен скептично. По его словам, эта тема регулярно обсуждается последние 20 лет, но «воз и ныне там». Его мнение: следует вообще убрать нормирование мышьяка, пока не будут найдены районы промысла, в которых рыба и промысловые беспозвоночные могут быть опасными по содержанию мышьяка. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация — ловить можно везде, запретных районов нет. Но после того, как поймал и понес огромные затраты, продать добычу оказывается невозможным. В итоге креветки и крабы отечественного вылова в большинстве идут на экспорт. А ведь эта проблема также существует и в отношении импортируемых креветок. Так что нормально торговать на российском рынке не могут ни рыбаки, ни импортеры.
Дмитрий Алексеев
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru