Как формируются цены на рыбу, кто должен это регулировать и реально ли вернуть «рыбные дни», рассказывает вице-президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин:
Основную роль в формировании цен играет… сама рыночная экономика. Да, мы добываем довольно много рыбы — порядка 5 млн т в год. Даже если убрать неликвид, в продажу должно идти 4,5 млн т. А это 24 кг на душу населения! Больше, чем рекомендовано Минздравом к употреблению. Казалось бы, ешь и радуйся. Но сами рыбаки её клиентам не продадут — ни 24 кг, ни 4,5 млн т. Этим занимается продавец, который и устанавливает цены на продукт и который прекрасно осведомлён о том, сколько получит за эту партию рыбы на внутреннем рынке, а сколько — если отправит её на экспорт, в ту же Европу или Японию, где покупательная способность населения выше, и принимает решение в пользу экспорта. Из-за этого, к примеру, треска у нас всегда в дефиците. А значит, из-за недостаточной конкуренции (особенно в регионах) и цена на неё всегда будет очень высокой.
Ещё одна причина дороговизны рыбы на нашем рынке — длинная цепочка посредников, выстраивающаяся на пути следования рыбы от рыбаков в центральную часть страны. Так, если минтай в месте вылова стоит 65 руб. за 1 кг, то в процессе перевозки его цена вырастает в 3 (!) раза. И на прилавках мы получаем его уже от 170 руб. за 1 кг. И это дешёвый минтай! А у дорогих лососёвых видов рыб наценка ещё больше.
Единственный выход — вмешательство государства. Чем оно могло бы помочь? Во-первых, сократить количество посредников и помочь рыбакам наладить продажу напрямую в магазины или хотя бы через одного дистрибьютора. Во-вторых, стимулировать принятие законов об ограничении торговых наценок. Для сравнения: на Западе в процессе логистики к цене рыбы добавляется 16%, в России — от 20 до 80%. И установить предельную максимальную цену на рыбу, выше которой она не должна продаваться в сетевых магазинах или на рынке.
В-третьих, чётко просчитать потребности внутреннего рынка и на экспорт отдавать только то количество, которое останется после этого подсчёта. Как только на отечественный рынок хлынет рыба, появится конкуренция, цены естественным образом снизятся. Но пока ни один разговор на эту тему в Госдуме не принял серьёзного оборота.
Кто убрал «рыбный день»?
Его убрал сам рынок. В СССР проблем с рыбой не было. Мы тогда вылавливали 5–7 млн т рыбной продукции, на экспорт ничего не продавали. Такой объём нужно было как-то реализовывать, иначе товар просто пропадёт.
При этом стране не хватало мяса, а тратить валюту на него никто не хотел. В итоге было принято решение заменить необходимый организму белок рыбой. Государство выделяло дотации рыбакам, чтобы те продавали улов по низкой стоимости. 1 кг рыбы стоил около 40–50 коп. на рынке, и ещё столько же каждый рыбак на 1 кг подукции получал от государства. Эти траты госбюджет возмещал за счёт других отраслей экономики. Но делалось всё это не столько ради заботы о здоровье, сколько для того, чтобы люди не возмущались, что мяса нет.
Сейчас же у нас изобилие мяса птицы, доступного по цене. Рыба в этом плане с ним конкурировать не может. Поэтому «рыбные дни» к нам не вернутся.
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru