Президент Владимир Путин заявил на заседании президиума Госсовета: «Ни нашу страну, ни ее граждан абсолютно не устраивает, когда ассортимент и цена рыбы на внутреннем рынке определяются зарубежными поставщиками и ретейлерами, когда в рыбной отрасли расплодились разного рода рантье, использующие наши биоресурсы». В том, как ретейлеры получают сверхприбыль и почему рыба на прилавках супермаркетов стоит так дорого, решили разобраться корреспонденты «ВМ».
В своем выступлении президент подчеркнул также, что «на прилавках по-прежнему преобладает импортный и достаточно дорогой товар, не всегда хорошего качества, а то и вовсе искусственного происхождения».
А крупные торговые сети имеют обыкновение накручивать розничную цену на рыбу не в два и даже не в десять раз, а намного больше.
На языке Уголовного кодекса то, о чем говорил президент Путин, называется просто: сговор организованных лиц. Есть более мягкое определение, исходящее от экономистов, — монополия.
— Сетевые ретейлеры занимаются на самом деле псевдооптовой торговлей, — считает исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Алексей Аронов. — Они практикуют всевозможные возмездные услуги маркетингового характера, которые тяжким бременем ложатся на производителей рыбной продукции. А потом и на рядовых покупателей тоже. Одна из таких услуг заключается в том, что поставщик платит за информацию, из какого именно торгово-распределительного центра и в какой именно магазин отправилась его партия рыбы.
Зачем это нужно тому, кто поставляет ретейлерам свою продукцию, понять решительно невозможно, однако заплатить за эту услугу придется.
Еще одна «опция», навязанная производителям, — всевозможные бесплатные листовки и журнальчики со скидками и рекламой, распространяемые на стойках супермаркета. Их мы тоже оплачиваем из своего кармана. Вообще же складывается впечатление, что в нашей стране иностранные ретейлеры ведут себя, как на оккупированной территории, применяя тактику выкручивания рук.
Если поставщик имеет прибыль в разнесчастные 2–5 процентов, то сетевые супермаркеты продают рыбу с наценкой в 40, а иногда и в 50 процентов. При всем при этом ретейлеры любят изображать из себя маркетмейкеров, то есть тех, кто формирует рынок.
Что же касается слова «рантье», прозвучавшего в выступлении президента на президиуме Госсовета, то оно означает лицо, живущее с доходов своего капитала. Раньше так называли тех, кто имеет стабильный достаток в виде небольших процентов. То есть не совсем ростовщиков, но очень на них похожих. В современном понимании рантье — лицо, живущее не на трудовые доходы, однако на средства, законом не запрещенные.
Сергей Машкин
121614, Россия, г. Москва, Крылатские холмы, д. 47, офис 3
тел.: +7 (495) 981-0999
факс: +7 (495) 414-5576
info@fish-alliance.ru
Для прессы:
Тел. \ WhatsApp: +7 (915) 474-8300
Наша Ассоциация приветствует российские СМИ, освещающие вопросы рыбной отрасли. Мы рады сотрудничеству с прессой и оперативно реагируем на запросы журналистов.
За более подробной информацией, пожалуйста, обращайтесь
по адресу: pressa@fish-alliance.ru